Галерея 12

Галеря 12 существовала в Минске по адресу Якуба Коласа, дом 8 с 7 марта по 31 мая 2015 года.

Целью создания и деятельности галереи было исследование контекста функционирования белорусского актуального искусства, выстраивание диалога с местным арт-сообществом, конструирование горизонтальных и некоммерческих связей и взаимоотношений со зрителями, кураторами и художниками, а также всеми людьми, неравнодушными к современному искусству и культуре.

Галерея 12 — галерея современного искусства в Минске.

Мы открыты для искусства в самых разных медиа и формах. Нам интересны актуальные художественные направления в контексте белорусского и мирового искусства, концептуальные и визуальные работы, исследовательские и экспериментальные проекты.

Наша цель — создать постоянный круговорот выставок и мероприятий, культурных и образовательных программ, творческих инициатив и перформативных практик.

Галерея 12 — это независимая выставочная площадка и интерактивная творческая мастерская. Лаборатория взаимодействия между художниками и зрителями, арт-критиками и кураторами. Пространство для локального и международного диалога.

Мы заинтересованы в развитии актуального искусства в Беларуси и осуществлении экспериментальных проектов в области современного искусства.

Беларусь, Минск,
Якуба Коласа, 8
Станция метро «Площадь Якуба Коласа»

Facebook
info@gallery12.by

IMG_0469-4

plan-3

IMG_0580

Проект во многом оказался хорошим способом самоисследования и саморефлексии прежде всего для меня самого в качестве художника и просто человека. На протяжении всей деятельности галереи я вел дневник со своими мыслями и ощущениями, описывая все, что происходит и связано с Галереей 12 в моей жизни и жизни самого пространства, людей и возникающих отношений.

Я давно хотел и думал открыть свою галерею искусства. Одно время я очень я много про это думал, но потом сопоставив все за и против, понял, что это будет совсем непросто. Мне не нравилось, что открыв галерею, не получится оставаться просто художником, это потребует взятия на себя других функций — ответственности и обязательств, которых мне так не хотелось на себя брать. Я знал, что это ограничит мою свободу, свяжет меня. Но с другой стороны, это могло бы стать отдельным художественным проектом. Таким важным и нужным в Минске. Для меня самого и для многих других людей.

Сегодня галерея, можно сказать, открыта. Вчера я доделал сайт — http://gallery12.by, страницу в Facebook — https://www.facebook.com/gallery12.by, сегодня уже висит вывеска с названием галереи и внутри все готово для выставочной деятельности, не хватает только стульев и стола.

Открыть галерею было трудно. На это ушло много нервов, переживаний, поисков и убитого времени. Пришлось пройти через множество дел и вопросов, которых я раньше никогда не делал и не решал. Это оказалось чем-то совершенно новым для меня, жизненным опытом, который я еще никогда не переживал. Зарегистрироваться как ИП, пройти все административные процедуры, пойти в налоговую. Юридические консультации, поиски помещения, разговоры с арендодателями, бессонные ночи и постоянные мысли.

Зато красить стены в белый цвет было приятно. И иногда случались удивительные совпадения, и я чувствовал, что все это неспроста, что это нужно и правильно, что я на верном пути. Меня охватывали моменты удивительной радости и восторга от всего этого процесса, такого сложного и утомительного, долгого и неопределенного.

Я понял, как важно себя контролировать и не давать волю эмоциям, иначе они поглощают тебя целиком. Я просто думал, переживал и не мог ничего больше делать. Мысли, что меня сразу же закроют и из этого ничего не получится. Но начав эту работу, я уже не мог остановится. Стоит попробовать в конце концов, говорил я себе.

Минску не хватает свободной и открытой площадки. Мне не хватает места в городе, куда можно просто прийти и быть там. Где будет спокойно и тихо, без назойливой рекламы, музыки и шума, которые так раздражают. Место в городе, которое будет вторым домом. Где можно тусоваться, где будут интересные люди, своя жизнь. Таким местом когда-то была для меня La Moра и с ней связано очень много светлых воспоминаний.

Я большой индивидуалист и мне сложно сотрудничать с какой-либо институцией. Я еще не встречал такого места, где мне бы все нравилось. Поэтому мне хотелось создать свою институцию, где меня все устраивает, где я полный хозяин, где я все решаю и делаю все, что захочу.

С другой стороны, за всю свою жизнь я посетил столько самых разных мест и тусовок, что для меня было принципиально важным получить новый опыт, связанный с тем, что я сам уже выступал в качестве хозяина пространства и организатора.

Ничего идеального не бывает и 35 квадратов — это немного. Но это хорошо для старта. Достаточно, чтобы жизнь галереи началась.

У меня возникает ощущение, что галерея — это как ребенок. Который оттягивает так много мыслей, чувств, эмоций и сил. Который становится частью моей жизни и так много времени и места в ней теперь занимает.

Если все сложится удачно, то завтра или послезавтра, я смогу открыть свою выставку. Угощать людей чаем. Быть в тишине среди белых стен и пить чай.

Прошел четвертый день работы галереи. Я прихожу к 16:00 и нахожусь там до 21:00. Я устаю. Прежде всего от людей и постоянного общения. Общение в таком количестве меня истощает.

Я чувствую, что время в галереи, среди людей — это выброшенное время. Я мог бы читать в это время книги, узнавать много всего нового или осуществлять свои проекты.

Мой проект про чай продолжается успешно. Он связывает людей вместе, они общаются. Я рад, что у меня получилось. Мне приятно, что я смог заявить о себе и превратится из тусовщика в человека, который что-то сделал для людей и для города.

Сегодня я остро почувстовал, что галерея не делает меня более счастливым. Что это бегство от одиночества, которое я ощутил с новой силой. Я хотел стать ближе к людям, но понял еще сильнее, что большинство людей для меня чужие и далекие.

Все за меня рады и поздравляют меня, но я понимаю, что это просто слова и они ничего не значат. Они меня стали утомлять. Слава и известность вначале казались чем-то новым, необыкновеннным и возбуждающим, теперь они стали казаться привычными и утомительными.

Я лучше себя узнал и почувствовал самого себя через этот проект. Я лучше понял, что мне нужно. Хотя я знал это всегда. Я понял, какое счастье быть свободным. И сейчас я как будто утратил эту свободу.

Пошла вторая неделя работы галереи. Лайков на Facebook прибавляется, но я не чувствую того резонанса, который мне бы хотелось ощущать. Некоторые люди начинают меня раздражать.

Художники не приходят. Писать персонально каждому художнику мне пока не хочется. Кураторы тоже молчат. Все странно.

Концепция artist-run space не оправдала себя. Я не почувствовал соучастия от других художников и не ощутил тот резонанс на который рассчитывал. Я жду и приглашаю. Но нет рядом людей, которые так же были бы заинтересованы в развитии галереии в данной концепции.

Я чувствую, что мне уже не хватает свободы. Проект галереи отнимает много времени и сил. Каждый день необходимо делать какие-то дела.

Я скучаю по тем временам, когда я был свободным художником, и я у меня не было столько обязанностей и обязательств. Я был простым человеком.

Хочется все закончить.

Ко мне пришло озарение, когда я понял, что галерея — это прежде всего команда. Что одному слишком сложно и один я не справлюсь. Мне захотелось переложить часть своих обязанностей на других людей и создать команду близких людей, которые были бы заинтересованы в развитии галереи как культурной площадки.

Сегодня я общался с интересными людьми, которые меня поддержали и вдохновили. Все-таки галерея — это прежде всего площадка, на которой встречаются близкие люди и завязываются интеллектуальные диалоги. Пускай экономический прогноз развития галереи слишком неопределен и завис в воздухе, но все эти разговоры очень приятны, я раньше никогда не разговаривал об искусстве так много, и мне очень приятно слышать близких людей и самому делится своими мыслями.

Я понял, что нужно совсем забыть о том, чтобы брать деньги с художников, а пытаться выжить за счет free donation и обилечивании зрителей. Эту идею подала девушка из художественного колледжа, которая пришла работать на вакансию администратора. Я почувствовал, что галерея может жить на поддержке всех неравнодушных людей, и художникам совсем ничего не нужно будет платить, чтобы сделать свою выставку. Это меня воодушевило.

Сегодня я организовал кинопоказ, смотрелил фильм ”Имя нам легион: История хактивизма”, на него пришли люди, целых 25 человек. Мне было приятно. Я волновался, чтобы что-то не сорвалось, но все прошло хорошо. Люди в конце говорили спасибо.

Только что заходил к Юле Дорошкевич в новый ЦЕХ на Октябрьской. Там уютно. Мы хорошо пообщались. С прежним ЦЕХом у меня связано много ностальгических воспоминаний. Но там внезапно меня осенило, что нельзя думать о зарабатывании денег. Нельзя называться свободным арт-пространством. Нельзя впускать всех. Тогда все потеряет смысл. Зачем я вообще это делаю? Чтобы отбить аренду? Я положил столько сил и времени, и теперь я буду отдавать это пространство под глупые мероприятия и скучных художников? Зачем тогда это все? Нет. Я понял, что нужно называть вещи своими именами. Мне интересно современное искусство. И мне хочется, чтобы в моей галерее были актуальные проекты современного искусства. Это интересная задача — делать такие выставки, чтобы на них ходили люди, пиарить современное искусство и продвигать его у нас. Это достойная цель и задача. И я не использую это пространство как художник. У меня есть идеи и я должен их реализовывать. Если не приходят художники, я должен делать свои выставки.

Все это абсурдно. На современном искусстве у нас не заработаешь. Я так устал от галереи, мне хочется ее закрыть. Я не знаю, как тащить ее на себе, как заработать какие-то деньги. Я просмотрел список своих идей и проектов, которых мне хотелось сделать, и он огромен. Я скучаю по своей свободе и независимости. Идея с командой пока не работает.

Мне нужно работать над концепцией галереи и создавать в ней особое атмосферное пространство. Если предложений нет, и художники ко мне не приходят, я должен их сам искать. Я сегодня ясно понял, что приглашать кураторов и администоров — это бегство от работы, которую я должен делать сам. Галерея — мой проект. И именно мне нужно его развивать. Я чувствую близких людей, и именно их мне нужно привлекать. Именно с ними нужно создавать особое пространство. Нельзя перекладывать ответственность за галерею на других людей. Они могут прийти, могут что-то сделать, но это будет совсем не то, что мне бы хотелось сделать из галереи.

С каждым днем экономическое положение галереи становится все более непонятным. Я купил кассовый аппарат, сегодня его зарегистрировали в налоговой и я прошел курсы кассира. Однако я с трудом представляю себя в небольшом пространстве галереи, пробивающим чеки. Также не очень хочется сдавать пространство под всевозможные мероприятия, которые не очень подходят под концепцию моей галереи. А интересных и хороших мероприятий слишком мало. Не знаю, как я смогу покрыть аренду и существовать дальше.

С другой стороны я все больше чувствую усталость от галереи, которая накапливается все больше и больше. С момента открытия, 7 марта, я каждый день хожу в галерею. Меня это утомляет, я чувствую несвободу. Сегодня был концерт электронной музыки и атмосфера была очень приятной. Не знаю, что будет дальше. Я готов закрыть галерею. Мне очень хочется вновь читать книги по искусству такими объемами как я читал раньше и делать свои арт-проекты.

Хочется закрыть галерею. С каждым днем она все больше сжимает мою шею и мне становится трудно дышать. Я устал. Это интересный опыт, я его попробовал, но продолжать дальше мне не хочется. Мне уже все надоело. Каждый день приходить и быть там — утомительно.

Идея с кассовым аппаратам абсурдна. Кто пойдет на выставку неизвестной художницы и заплатит еще за это деньги? Чеки и книга кассира — это лишнее. Я ясно почувствовал, что платный вход совсем не нужен. Я вообще не знаю, где брать деньги на галерею. Бизнес плана нет никакого и моя галерея экономически полностью несастоятельна.

Проект с галереей превратился для меня в личную исповедь и саморефлексию. Чуда не произошло. Оно не могло случится. Я хочу сделать свой проект с теннисом, проработать апрель и закрыться. Я не вижу смысла продолжать деятельность галереи. Я не вижу достаточно художников и людей, которым была бы нужна галерея. Это был интересный опыт. Я надеюсь, что все закончится хорошо.

Мне очень неприятно, что по сути за три недели работы галереи почти никто не предложил помощь для галереи и почти никто ничего не сделал конкретного. Все только приходят и говорят, что я молодец. Этот радикальный индивидуализм и эгоизм, когда все думают только о себе и о том, как извлечь выгоду за счет других людей.

Я целыми днями занимаюсь галереей. Больше ни на что не остается времени. Это по-своему интересно и приятно, много общения и людей рядом.

В мою команду присоединилась Диана. Она хороший и близкий человек. С ней мне теперь проще и легче. Я могу переложить часть ответственность на нее, посоветоваться и обсудить с ней какие-то моменты.

Мне часто хочется все бросить и оставить. Хочется заниматься творчеством и читать книги по искусству. Пока я не знаю, как все можно совместить.

”Хочешь идти быстро — иди один, хочешь идти далеко идти вдвоем.” — слова, которые сказала Алексей Нестеров на своем концерте в моей галереи.

Я решил закрыть галерею в мае. С меня хватит. От одного слова галерея меня уже начинает тошнить. Я не занимаюсь творчеством, не читаю книг по искусству. Галерея меня лишила воздуха. Теперь мне не нужно туда ходить, потому что там есть человек, но я все равно туда прихожу. Это ответственность и обязательства, которые меня связывают. Я очень устал от этого.

Будет грустно подвести людей, которые работают со мной над галереей и вкладываются в нее. Диана, Ульяна, Анастасия, Василиса, Катя. Но я не могу иначе. Я все равно каждый день прихожу туда. Я не хочу приходить, но все равно прихожу. Мне все это уже надоело. Хочется закрыться в мае. Стать свободным. Завершить этот проект.

Еще одна галерея не нужна Минску. Я не вижу ни одного проекта, ни одного художника, который смог бы подготовить и выставить что-то новое и достойное. Выставлять художников-дилентантовˈ — скучно, а хорошие художники не приходят и не предлагают никакие проекты. Все это вторично и не нужно. Это только мой личный опыт, опыт общественной деятельности. Я лучше узнал жизнь и людей. Все это было интересным.

Мне ужасно тошно и противно от нашего белорусского менталитета и эгоистического индивидуализма. Все думают только о себе, все замкнуты в себе и во главе лежат лишь собственные интересы. Мне очень неприятно, что никто не предложил никакую реальную помощь для галереи и никто ничего не сделал и не попытался сделать. Никто у меня не взял интервью про галерею. Ни один художник, который бы занимался современным искусством, не пришел с интересным проектом.

У меня ощущение, что галерею я открыл и веду ее деятельность только для себя самого. А все другие вокруг смотрят на меня с легким пренебрежением и любопытством. Это было ожидаемо. Мою выставку про отсутствие почти никто не пропиарил и людей почти не было. Хотя подобные выставочные проекты никогда не делались в Беларуси. Обидно. Я не в состоянии один на себе тянуть деятельность галереи. Это должно было стать общественным проектом, пробудить и объединить людей, создать точку выхода и концентрации энергии, но ничего этого не произошло. Всем все равно и все живут своими проектами и делами.

Завтра последний день моей выставки. Стол нужно будет продать. Сегодня было очень интересно и весело. Я все время играл в теннис или в приставку, общался со множеством людей. Все просто кипело.

Я сейчас подумал, что художнику не обязательно нужна галерея для реализации своих проектов. Галерея предоставляет пространство, но он не единственно возможное. Существуют тысячи других способов и возможностей реализовать свое творчество в самых разных местах.

Галерея мне не нужна. Мне было интересно сделать несколько своих выставок, но дальше продолжать не хочется. Это отнимает слишком много времени на организацию и уводит меня в совсем другие плоскости общения с людьми, к связям и диалогам, которые вовсе не нужны.

Проект галереи меня на удивление затянул. Мне очень понравилось работать в команде, каждый день решать какие-то вопросы, взаимодействовать с людьми и все время общаться. Моя жизнь действительно поменялась. Раньше такого не было. Мне бы очень хотелось, чтобы это сделало меня более сильным и цельным.

Я все так же каждый день почти все время занимаюсь делами галереи, но теперь это меня так не тяготит. Внезапно мне стало стыдно, что за полтора месяца работы я сделал так мало. Можно было почти каждый день устраивать кинопоказы фильмов про современное искусство. Сейчас мне хочется это наверстать. Сделать больше. Я решил проработать еще и май. Июнь все так же под вопросом.

Я совершенно не знаю, закрыться ли мне в мае или протянуть еще один месяц до июня. Я устал от галереи, я прихожу туда каждый день и сил у меня уже нет. Я почувствовал, что это не мое, я не галерист, а художник, и мне не хочется этим заниматься. С другой стороны, я чувствую, как мало всего было сделано за два месяца и что можно было сделать гораздо лучше. Я чувствую, что никто кроме меня больше не откроет галерею в Минске и закрываться так быстро, спустя два месяца не хочется. Я не знаю, что сделать.

Сегодня открыл свою выставку ”Да и нет”. Она будет до 10 мая. 10-го — судьба галереи решится. С одной стороны, мне хочется, чтобы 10-го уже все закончилось, с другой — немного жалко уходить. Меня всегда грубо выставляли, когда я арендовал что-то, хотя за последний месяц было проплачено. Не знаю, что случится на этот раз.

Переделал сайт и убрал с него все события. Теперь не так стыдно. Все события остались в социальных сетях. Но мне нечего себя винить и стыдится.

Сегодня скорее всего будет последний день работы галереи. Завтра я позвоню арендодателям и скажу, что не хочу продлевать аренду.

Галерея современного искусства в Минске — это утопия. Делать что-то подобное — это только трепать нервы, терять деньги и время. Просто получить этот опыт и пойти дальше.

Мне сейчас очень больно и неприятно. Я не ожидал, что после закрытия галереи на меня обрушится такой поток неприятия. Все пишут, что нужно было сделать и осуждают меня.

Галерея стоит закрытой. Есть возможность там что-то делать, но мне не хочется. Журналисты пытаюся взять у меня интервью и пишут обо мне везде, люди оставляют неприятные комментарии, но я не хочу ничего говорить и рассказывать. Я устал.

Я восстановил сайт, группу ВКонтакте, которая больше не будет обновляться, группу в Facebook. Вчера устроил прямую трансляцию лекции Ирины Кулик.

После закрытия галереи прошло две недели. Я отдохнул и решил запустить новый проект. Музей современного искусства, институт современного искусства. Буду работать в формате 12-17. Это будет новый и интересный для меня опыт. Посмотрим, как все сложится.

Прошел второй день моего проекта. Я вновь чувствую невероятную усталость от людей. Подобные общественные практики словно ножом вскрывают культурный и социальный контекст, заставляют прочувствовать состояние культуры, искусства и общества изнутри, и от этого становится невероятно трудно и неприятно. Обособленность и закрытость угнетают. Очень хочется отдохнуть от Беларуси и уехать. Все это очень тяжело. Даже сейчас мне непонятно, зачем я все это делаю. Для самого себя? Но я мучаюсь. Ничего идеального не бывает.

Меня радует, что сейчас я более осознанно подхожу к использованию пространства галереи, не размениваюсь и не соглашаюсь на то, что мне не хочется делать. Я попробовал, поэксперементировал, почувствовал и нашел себя, а теперь двигаюсь дальше. Стоило отойти в сторону и попробовать сделать все эти вещи в галерее, которые в ней произошли. Это было занимательно. Но по большому счету все эти три месяца, целая весна — не стоили этого времени, сил и меня.

Мне нужно окончательно признаться себе, что я уже пережил и ощутил все моменты жизни галереи, которые только могли случится.

Сегодня я увез все вещи из галереи. Теперь все. Галерея окончательно закрыта. Я чувствую радость и облегчение.